Поляна идолов Пегрема

К северу от деревни Пегрема когда-то прошел локальный лесной пожар. На относительно небольшом участке выгорел подлесок, мох, обнажилась почва. Археологам открылась удивительная картина: на участке площадью ок. 20 тыс. кв. м располагалось множество камней-валунов, в ряде случаев имеющих зооморфную форму и как будто бы несущих следы грубой оббивки, из обнаженной почвы местами выступали каменные кладки, а также пятна красного охристого песка. Необычность картины усугублялась тем, что памятник находился в удалении от древнего берега Онежского озера, а это совершенно не характерно для обычных поселений, везде привязанных к побережью водоемов. Проведенные исследования памятника, который был определен как культовый комплекс Пегрема 40, дали любопытные результаты.

 Прежде всего, отметим, что на территории памятника располагаются более ста камней разных размеров, в том числе крупные валуны диаметром свыше 1 м, в ряде случаев имеющие зооморфную форму. В ходе раскопок были обнаружены сланцевые и кремневые орудия, а также немногочисленные фрагменты позднеэнеолитической асбестовой керамики. Любопытно, что в большинстве случаев крупные валуны по периметру обрамлялись скоплениями мелких камней, образовывавших своеобразные кладки в виде окружностей. Около некоторых камней обнаружены небольшие кострища (диаметром 20-30 см, мощностью около 10 см), а также линзы охристого песка различных размеров, в том числе большие (1,5-2 м длиной) вытянутые линзы подчетырехугольной формы мощностью 0,1-0,3 м, которые в археологической литературе определяются как остатки древних погребений. В отдельных случаях в этих линзах был собран различный инвентарь. Найдены также небольшие камни со следами оббивки. Один из таких камней-валунов зооморфной формы, около которого были найдены упомянутые находки.

Хронология культового комплекса Пегрема 40 пока не определена. В распоряжении археологов нет ни одной абсолютной даты. Комплекс находится на террасе по соседству с позднеэнеолитическими поселениями, содержащими асбестовую керамику. Такая же керамика найдена и на самом комплексе, что позволяет считать их одновременными. Можно полагать, что этот памятник относится к периоду с середины 3 по 2 тыс. до н. э.

 Пегрема 40 - памятник необычный. Дискуссии по поводу его интерпретации неудивительны, ведь только здесь, в отличие от иных культовых комплексов Карелии, удалось обнаружить археологичес кий вещественный материал, зафиксировать четкий культурный, слой, который не сохранился ни на Кузовах, ни на Колгострове, ни в других памятниках такого рода (речь о них пойдет далее).

 Имеются достаточно веские основания считать Пегрему 40 именно культовым комплексом. В пользу этого свидетельствуют ряд обстоятельств. Прежде всего отметим, что, культурный слой памятника четко локализуется вблизи камней, около которых обнаружены практически все находки. На удалении (более 1-2 м) от валунов его следы уже не прослеживаются. Очевидно, что деятельность древних происходила именно около камней. Напомним, что сами валуны, около которых локализовался культурный слой, в ряде случаев имеют четко выраженную зооморфную форму и, видимо, несут следы искусственного воздействия. Не в пользу хозяйственного происхождения данного памятника свидетельствует и его удаленность от древнего берега Онежского озера. Наконец, выявленные около камней вытянутые охристые линзы с каменным инвентарем, определяемые обычно как погребения, сопровождающие их кострища, сопутствующие камням-валунам каменные кладки, которые явно не имели какого-то хозяйственного значения - все это, с нашей точки зрения, в большей степени свидетельствует в пользу культового характера данного памятника, чем какого-либо иного.

 Отметим, что центральное место поляны идолов занимает фигура «Утка». Именно утка почиталась древними финно-уграми как прародительница всей вселенной. О возникновении мира из утиного яйца можно прочитать, например, в карело-финском эпосе «Калевала».

Утка, та красотка птица,

 Полетала, осмотрелась,

 Увидала в синих волнах

 Матери воды колено.

 Приняла его за кочку

 И сочла за дерн зеленый.

 Полетала, осмотрелась,

 На колено опустилась

 И гнездо себе готовит,

 Золотые сносит яйца:

 Шесть яичек золотые,

 А седьмое — из железа.

 Вот наседкой села утка,

 Греет круглое колено.

 День сидит, сидит другой день,

 Вот уж третий день проходит -

 Ильматар, творенья дева,

 Мать воды, вдруг ощутила

 Сильный жар в своем колене:

 Кожа так на нем нагрелась,

 Словно в пламени колено

И все жилы растопились.

Сильно двинула колено,

 Члены сильно сотрясает -

 Покатились яйца в воду,

 В волны вод они упали,

 На куски разбились в море

 И обломками распались.

 Не погибли яйца в тине

 И куски во влаге моря,

 Но чудесно изменились

 И подверглись превращенью:

 Из яйца, из нижней части,

 Вышла мать — земля сырая;

 Из яйца, из верхней части,

 Встал высокий свод небесный,

 Из желтка, из верхней части,

 Солнце светлое явилось;

 Из белка, из верхней части,

 Ясный месяц появился;

 Из яйца, из пестрой части,

 Звезды сделались на небе;

 Из яйца, из темной части,

 Тучи в воздухе явились.


 

Увидеть фигуру "Утка" на Поляне идолов можно в джип-туре "Пегрема"

Товар добавлен в корзину