Военный полевой аэродром недалеко от поселка Гирвасе начали строить в 1940 году. Была подготовлена взлетно-посадочная полоса для самолетов У-2 и других маленьких самолетов, а в 1941 году было решено удлинить и расширить полосу для самолетов СБ - скоростных бомбардировщиков. Рядом с аэродромом построили столовую и несколько тесовых домиков под штабы, расчистили стоянки для самолетов. Аэродром готовили для 72 авиаполка, базирующегося на аэродроме Бесовец, так как две эскадрильи должны были на летний период выйти в лагеря. Но на кануне войны, в мае 1941 года на Гирвасский аэродром из Бесовца перелетела только одна эскадрилья капитана Подмазова А.П. в составе одиннадцати экипажей. В конце июня и другие эскадрильи полка были перебазированы на Гирвасский аэродром. В годы войны взлетная полоса располагалась поперек современной «взлетки», т.е. с севера на юг. По воспоминаниям летчиков полка, базировавшихся на этом аэродроме, он выглядел следующим образом: «одна из окраин аэродрома примыкала к большому озеру, а с трех остальных сторон аэродром окружал невысокий сосновый лес. Все самолеты, автотранспорт, землянки для людей, все было рассредоточено и замаскировано в ближайшей полосе леса, вплотную примыкавшей к аэродрому. Единственное здание, имевшееся на опушке леса, было занято под столовую для летного и технического состава». Самолеты взлетали в зависимости от ветра – в сторону озера Пальи, или в сторону реки Суна.
С Гирвасского аэродрома летчики совершали боевые вылеты на скоростных бомбардировщиках «СБ». Но в начале войны эти самолеты уже не оправдывали своего названия – скоростные, так как их предельная скорость составляла 440 км в час, когда скорость «мессершмитта» - 600 км. в час. Вторым недостатком СБ было слабое стрелковое вооружение. В первые месяцы войны наша авиация несла большие потери. Часто на родной аэродром самолеты возвращались изрешеченными, а летчики раненными. Умерших от ран хоронили недалеко от взлетной полосы. На аэродроме погребены многие экипажи.
В связи с наступлением финнов, 29 сентября 1941 года полк получил приказ перебазироваться на другой аэродром. Утром летный состав и часть технического состава улетели на самолетах на восточную сторону Онежского озера. Последние оборонительные бои за поселок Гирвас и аэродром произошли 13-14 октября 1941 года. В годы оккупации Гирвасский аэродром использовали финские летчики. Здесь были построены ангары для самолетов, жилые помещения, склады и авиамастерские. На аэродроме базировались истребители Брустер «Буффало». В конце августа 1942 года воздушная разведка Карельского фронта выявила на аэродроме Гирвас двенадцать неприятельских самолетов. 1-2 сентября наша авиация совершила несколько налетов на аэродром Гирвас. При отступлении финны его заминировали.
Поселок Гирвас был освобожден бойцами 1068 стрелкового полка 313 стрелковой дивизии 2 июля 1944 года. Гирвасский аэродром вновь заняли наши войска. В 1944 году на аэродроме стояли палатки, летчики жили в землянках.
После Великой Отечественной войны аэродром в Гирвасе был перестроен: песчаный грунт был укатан щебенкой, новая взлетная полоса имела металлическое покрытие, позднее на часть взлетной полосы уложили асфальт, что сделало Гирвасский аэродром всепогодным и пригодным для тяжелых реактивных самолетов.C 1951 года по 1958 год на Гирвасском аэродроме базировалась 108 отдельная разведывательная авиационная эскадрилья (ОРАЭ). Эскадрилья имела на вооружении самолеты ИЛ-28. Совместно с ИЛ-28 до 1958 года на аэродроме базировались истребители разведчики МиГ-15, имевшие аэрофотосъемочную аппаратуру для ведения воздушной разведки. В 1958 году произошло переформирование 108-й разведэскадрильи в разведполк. Истребители МиГ -15 были переброшены из Гирваса в другие районы страны, а на Гирвасский аэродром был переведен полк из Читы. Теперь это был отдельный гвардейский разведывательный авиационный полк (ОГРАП). Задачей воинской части на случай военных действий было обеспечение войсковых соединений в Карелии и на Кольском полуострове разведданными о противнике. Ежедневно летчики вели учебно-боевую подготовку: летали на учебное фотографирование, воздушную стрельбу по конусу. Летчики в 1957 году фотографировали девственную тайгу площадью около одной тысячи квадратных километров в районе железнодорожной станции Плесецк. Это была самая первая фотосъемка местности для строительства космодрома космических войск СССР. Летали также самолетами-целями на Москву и Ленинград для проверки противовоздушной обороны городов. Периодически вели радиолакационную разведку в западном направлении на глубину до полутора тысячи километров. Летали по заявкам артиллерии противоздушной обороны, воинская часть которой располагалась в районе Пряжи. Артиллеристы вели стрельбу по самолетам боевыми снарядами, но прицеливались «зеркальным способом», снаряды рвались далеко от самолета, не причиняя никакого вреда.
В мирное время полеты на военных самолетах тоже были связаны с риском. Три экипажа, поднявшиеся в воздух с Гирвасского аэродрома, погибли при исполнении служебного долга. Первая катастрофа произошла 27 мая 1957 года. Чтобы не упасть на дома самолет отвернул вправо, так в правом крене и столкнулся с землей. Экипаж хоронили с воинскими почестями всем поселком на гирвасском кладбище.
11 декабря 1959 года упал и взорвался еще один самолет. Летчики, как видно катапультировались уже в последнюю минуту, так как тела их и один раскрывшийся парашют нашли недалеко от обломков самолета. В поселке Гирвас улица, на которой жила семья погибшего в этой катастрофе штурмана Русова, носит его имя, а на том самом месте, где упал самолет, стоит обелиск.
В 1960 году произошла катастрофа самолета Ил-28. Это был ночной полет, шел снежок, была низкая облачность, экипаж возвращался на аэродром после выполнения полетного задания. Локаторов и дальномеров тогда не было, по бортовому локатору точно определить расположение аэродрома было очень трудно. Очевидно, экипаж искал огни аэродрома, а низкая облачность и плохая видимость привели ночью к очень большому снижению, и самолет в режиме полета на скорости столкнулся с землей. Самолет упал в районе деревни Тивдии.
В связи с решением Правительства о значительном сокращении вооруженных сил в стране, в 1960 году воинская часть в Гирвасе была расформирована. Военные к осени покинули Гирвас, военный аэродром стал запасным для авиаполка, базирующегося на аэродроме Бесовец. Но здесь находилась воинская часть, обеспечивающая охрану, содержание взлетной полосы и всего оборудования в боевой готовности. Солдаты срочной службы жили в казармах при аэродроме, а в поселке была выделена квартира для командира части. Регулярно на аэродром прилетали эскадрильи из Бесовца, и истребители СУ-15 совершали с Гирвасского аэродрома учебные полеты. На аэродроме находился стартовый командный пункт, радиостанции ближнего и дальнего привода, взлетная полоса была оборудована свето-техникой – прожекторами диаметром 90 см. Все это позволяло обеспечить безопасный взлет и посадку истребителей СУ–15. С 1992 года аэродром не охраняется. В настоящее время территория аэродрома по прежнему находится в ведении Министерства обороны, он до сих пор считается запасным аэродромом, но по прямому назначению не используется.
При подготовке текста использовались материалы школьной исследовательской работы В.Сороки на основе воспоминаний летчиков, служивших на Гирвасском аэродроме в разные годы (Фонд Гирвасского школьного музея)